Рекомендации
по проведению зрительных физминуток на уроках
в образовательных организациях
По официальным данным Научного центра здоровья детей РАМН почти 100 % детей в процессе обучения приобретают различные нарушения и заболевания, связанные со специфическими школьными условиями. К ним относятся: близорукость, нарушения осанки, сердечно-сосудистые заболевания, нервно-психические нарушения, нарушения репродуктивной системы и некоторые др.
Отечественными и зарубежными исследователями еще в прошлом столетии было введено понятие «школьная близорукость» (миопия). Было показано, что такого сорта нарушение зрения в дошкольный период встречается достаточно редко, тогда, как в школьные годы его встречаемость постепенно увеличивается к выпускным классам. Кроме того, было выявлено, что наиболее чувствительным (сенситивным) периодом в отношении проявления данного нарушения является возрастной период 10-12, причем у девочек это нарушение проявляется более интенсивно и несколько раньше. При таком подходе школьные условия, достаточно обоснованно, рассматриваются в качестве фактора риска развития близорукости, а если быть более точными, то в качестве фактора риска следует рассматривать – длительную зрительную работу с неоптимальными источниками информации (современные средства информации низкого качества), в условиях низкой освещенности, и, особенно, на фоне психоэмоционального напряжения.
В ряду важнейших критических технологий следует рассматривать такой элемент школьного обучения, как продолжительная работа учащегося за рабочим столом (партой). Учеными доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе приводит к деформации всего шейно-грудного отдела позвоночника, недоразвитию мышц диафрагмы. Все это вместе взятое создает условия для патологического развития мышечной и нервной системы, в том числе системы регуляции зрительной функции ребенка. Явление это профессор В.Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия негативных эффектов профессором рекомендованы специальные «физминутки» и регулярная работа с «офтальмотренажерами».
В процессе урока для разминок и упражнений, направленных на расслабление мускулатуры и восстановление мышечно-телесной координации, функции зрения, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, или на боковой стене класса напротив окон. Такое расположение плакатов-схем диктуется необходимостью «изменения зрительных горизонтов», т.е. изменения расстояния от глаз ребенка до доски. На плакатах-схемах с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по- и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Эти задания являются упражнением для глазодвигательных мышц, которые на протяжении всех уроков вынуждены фокусировать глаз на одно и тоже расстояние до доски.
Зрительная гимнастика способствует улучшению аккомодации т.е. способности глаза к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления.
Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока.
Дополнительно для профилактики нарушения зрения можно проводить следующие физминутки. Схема их проведения такова:
Наиболее простое и доступное всем упражнение – это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.
Пример комплекса (по Базарному), исходное положение сидя или стоя:
ознакомиться на сайтах, набрав в поисковой строке: «Офтальмологический тренажер Базарного» или по ссылке http://www.bazarny.ru/contents-102-102-71.html